Написать письмо

Вход на сайт

Эссе «Не для школы – для жизни учимся»

Педагога дополнительного образования МАОУ СОШ №2

Зборовской Татьяны Георгиевны

«Танец – это жизнь…»
Айседора Дункан

Время… Оно неумолимо. Оно несет перемены и ведет за собой.

За ним нужно угнаться? Или научиться управлять им? Ведь  интенсивность и глубина  перемен отражается на каждом человеке, а больше всего – на детях.

Танец – один из способов управлять временем. Он может вернуть прошлое, он уносит нас в будущее, он в настоящем помогает нам выразить себя, свои чувства. Я думаю, что именно танец – наиболее эффективный способ воспитания чувств у детей. Секрет танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого творческого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Мы учимся танцу и у танца жизни учимся…

Формирование личности ребенка – это прежде всего формирование его характера. Развитие таких качеств, как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе, зависит от степени его вовлеченности в ту или иную танцевальную деятельность. Благодаря обучению современным танцам, дети формируют взгляды, духовный облик, внутренний мир, позицию не только в искусстве, а и в жизни, потому что в искусстве отражается жизнь.

Танцевальное движение – это отражение  внутренней жизни ребенка, его способ  наладить взаимоотношения с окружающим миром. Хореографические занятия помогают детям пережить, распознать, выразить свои чувства и конфликты. При обучении часто видно, что манера исполнения, яркость, передача музыки, образа во многом зависят от состояния чувственной сферы ребенка. Например, меланхолики более выразительны в медленных танцевальных связках и стретчинге, а холерики передают буйство своей натуры в быстрых и зажигательных комбинациях.   По манере исполнения, внешнему виду танцора, по его глазам, телу, рукам я вижу состояние, в котором находится ребенок, насколько он погружен в сам процесс танца.

Каждое занятие всегда требует творческого подхода «сегодня и сейчас» с учетом складывающейся ситуации. Я пытаюсь объяснить детям, что любые человеческие отношения изменяются и живут во времени, а танец – это своеобразное напоминание и уму, и телу, что отношения постоянно нужно развивать.

Как я часто замечаю на занятиях, что  дети раскрепощенно, осмысленно двигаются в танце, который не просто «воздействует на мышцы», но и оказывает положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, эмоциональную и духовную деятельность ребенка. Много раз замечала детей, которые приходили на занятия в плохом настроении, однако уже через час они танцевали, забыв о своих невзгодах. Значит, внутреннее напряжение уже отступало. Могу сказать, что движение в танце – это накопление жизненной энергии, а не трата ее.

Скоро 20 лет, как я учу детей танцу  и сама учусь вместе с ними.

На занятия по современной хореографии в ансамбль «Запад» МАОУ СОШ №2 дети приходят после уроков  по своему собственному желанию, по принципу добровольности, без специального отбора. Я понимаю, насколько занятия  значимы для них, поэтому пытаюсь создать ту благотворную почву, те условия, которые необходимы для свободного творчества растущей личности. И с радостью вижу, что у детей появляется желание приходить снова и снова.

Участники нашего ансамбля за год его существования приобрели новый опыт, расширили репертуар движений, у них развилось чувство своего тела, коммуникативные навыки. Я вижу детей энергичными и здоровыми, и это так важно для жизни! Мои ученики любят и очень много времени уделяют направлению современного танца «хип-хоп». Можно назвать это направление уличными танцами. Я понимаю детей, потому что уличные танцы являются живой и развивающейся формой искусства. Занятия моего ансамбля «Запад» уличными танцами с сентября 2013 г. по май 2014 г. позволили достичь награды на международном конкурсе «DANCE CONTINENT» за постановку «Путаница». Это была наша общая победа и это была победа каждого, ведь готовясь к конкурсу, мои юные танцоры не только разучивали движения, они понимали, что несут в мир красоту, учились творчеству и со-творчеству.

Один из детей после вручения награды сказал: «Сколько же надо работать, чтобы чего-то достичь!». Я счастлива, что за несколько месяцев детям новоиспеченного ансамбля стало понятно, что в жизни достичь какой-либо цели можно только упорным каждодневным трудом.

Non scholae, sed vitae discimus! Не для школы, а для жизни мы учимся… Эти знаменитые слова Сенеки, латинского  историка 1в.н.э.,  мне хочется чуть переиначить: Не для школы, а для жизни мы учим! Эта фраза  удивительно точно передает  мои мысли и чувства и, я думаю, может быть моим девизом.